ВЕДИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

РАДИМИРА ХРИСТА

Часть I

Аюрведа

Для освещения этой темы, рассмотрим параллели между Евангелием и традициями Индии, Ирана, Древней Греции, древних славян.

1. Крещение водой и огнём, о котором говорит Иоанн Креститель в Евангелии.

Традиция крещения водой и огнём являлась очень распространенным ритуалом в мифах античной Греции и у древних славян.

Деметра “обжигает” царевича Демофонта в печи с целью даровать ему бессмертие, тот же обряд проводит нимфа Фетида со своим сыном Ахиллом, погружая его также в священные воды Стикса.

У славян сохранился до наших дней обряд крещения водой и огнём в праздник Ивана Купалы, имеющий древнее происхождение и существовавший задолго до крещения Руси.

Нежизнеспособных младенцев, родившихся ослабленными, вплоть до XIX в. на Руси умелые повивальные бабки “запекали” в печи, завернув их в тесто. Таким образом был спасён Г.Р. Державин, доживший до глубокой старости.

В некоторых губерниях, например, Вологодской, такая процедура осуществлялась над каждым новорожденным.

В Сербии женщина, у которой умирали дети, должна была во время беременности собирать свои волосы, чтобы, как только родится ребёнок, рассыпать их вокруг новорожденного, поджечь и, тем самым, сохранить жизнь своего младенца (“Славянская мифология”. Энциклопедический словарь. М., 1995, с. 106, 303).

В этом можно видеть древний славянский обряд огненного крещения.

В Древней Руси существовал обряд, совершаемый в наиболее значимые праздники, связанные с солнечным циклом (например, в день весеннего равноденствия). Община молящихся на священной горе раскладывала по окружности вершины дрова и зажигала их, оказываясь, таким образом, в центре огромного кругового костра.

Интересными представляются мифы о птице Феникс, сгорающей и воскресающей из огня и западнославянские мифы о Рароге - огненном орле. Вспомним, что Феникс – душа Осириса. Некоторые авторы сближают Феникса с мифической иранской птицей Рух, очевидно имеющей общее происхождение с Рарогом.

Отметим, что само слово “воскресение” имеет корень “крес”, прямо связанный с огнём.

Таким образом, “воскреснуть”, буквально может означать “возгореть” или возродиться в огненном теле.

Об испытании водой и огнём посвящаемых в Египетских Пирамидах пишет Э. Шюре[i].

2. Следующий важнейший момент христианского богослужения – Причастие хлебом и вином, символизирующими тело и кровь Бога Сына. Каковы же корни этого обряда.

В древней Греции виноградное вино считалось кровью Диониса, разорванного титанами и воскресшего[ii] (согласно учению закрытых обществ орфиков и пифагорейцев).

Дионис, по мифам, умножает хлеба и превращает воду в вино. Дионис является сыном верховного Бога Зевса и рождается в огне. Как видим, очень близкие параллели с Евангелием.

Причащение хлебом и вином известно Мельхиседеку, царю Салима, жившему в Палестине до появления Авраама, то есть племени ибри.

Апостол Павел пишет о том, что Христос – священник по чину Мельхиседека. По всем древним традициям священство возможно было лишь по родственной линии, позднее – в рамках конкретного народа. В таком случае Христос является потомком Мельхиседека, а не Аарона или, как минимум, восходит к той народности, к которой принадлежал Мельхиседек. Генеалогия Христа по отцовской линии является, как известно, формальной.

3. Важным элементом в христианском богослужении являются мудры[iii], принесённые Христом из Индии и переданные своим ученикам. (Из-за неправильного понимания этих мудр разгорались жесточайшие споры между никонианами и старообрядцами в России начиная с XVII века). Вот наиболее часто используемые христианские мудры:

«Мудра жизни» - двуперстное знамение, используемое старообрядцами и зафиксированное на большинстве старинных икон.

Мудра «Окно мудрости» - перекрещены большой и безымянный палец. Используется православными священниками для благословления верующих.

«Мудра земли» - соединены большой и безымянный пальцы. Мудра отражена на новгородских иконах «Отечество» XIV века и «Спас на престоле» XV века, хранящихся в Третьяковской галерее, «Преображение» XV века (Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник), а так же на иконе Спасителя слева от алтаря в Троицком соборе Измайловского полка в Санкт-Петербурге.

«Мудра энергии» - соединены большой, средний и безымянный пальцы – на иконе «Преображение» школы Феофана Грека, XIV в. (Третьяковская галерея, Москва).

Троеперстие в современном православии и сложенные ладони в католицизме, так же являются мудрами. Троеперстие мы встречаем на фреске из Помпей I в. н. э. «Ифигения в Тавриде» (Неаполь, национальный музей). Лакулиса – шиваитский проповедник изображён сидящим, со сложенными пальцами правой руки в виде мудры «Окно мудрости». (Гос. Эрмитаж, зал 370). Отдельные мудры сохранились знахарями с дохристианских времён на территории России вплоть до XX в. (Степанюк. Тайная мудрость знахаря. Киев, 1991).

Согласно одному из многочисленных мифов о рождении Агни, он «родился от девы Майи и солнечного бога Савитри при участии божества ветра – Ваю; земным отцом его был плотник Твасти. Миф и культ Агни стоят в связи с изобретением способа добывания огня посредством трения. Брали, сделанную плотником, “свастику” - крестообразный деревянный инструмент с отверстием на месте перекрещивания перекладин, в это отверстие вставляли заострённую палочку и быстро вращали, пока не появлялся огонёк, который затем раздували (бог дуновения - Ваю). В добытом таким способом огне видели и чтили сына солнечного небесного огня»[iv].

Ваю, в индуистской мифологии и философии, понимался не только как божество ветра, но и как жизненное дыхание[v] (что позволяет видеть близость его со Святым Духом).

Все эти параллели атеистами оцениваются как заимствования. С идеалистической точки зрения, их можно рассматривать как изначальные образы, присутствующие в сознании человека.


[i] Шюре Э. Великие посвящённые. М., “ТЕРРА-книжный клуб”, 2001, с. 132. У исследователей этой темы мы встречаем различные описания посвящения водой в Египте, существовавшие в разные эпохи и для разных уровней инициации. Некоторые авторы пишут, что этот обряд заключался в том, что камера, в которую входил посвящаемый, заполнялась водой в память о смерти Осириса (который был закован в сундук и брошен в Нил). После этого жрецы реанимировали посвящённого.

[ii] Шюре Э. Великие посвящённые, с. 214.

[iii] Мудры - жесты, сложения пальцев, используемые для исцеления и достижения особых духовных состояний в практике йоги.

[iv] Малая советская энциклопедия. Под ред. Мещерякова Н.А., М., 1928; 1933, т. I, ст. “Агни”.

[v] Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1991, ст. “Ваю”.

Бесплатный хостинг uCoz